РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis -вещественный) - наличное, ограниченное, определенное бытие в форме вещей(предметов, качеств, дискретных индивидов). Р. обычно противопоставляют: 1)безграничному и неопределенному сущему (чистому бытию, субстанции, абсолюту), 2) невещественному бытию в формахэйдоса, идеи, идеала (см. «Идеальное»); тем самым «сущее» (онтическое, бытийное) в этом смысле противоположно Р. Обыденное мышление склонно подразумевать под Р. «все то, что есть» и отождествлять между собой понятия бытия, существования, Р. и действительности, тогда как философская рефлексия внекоторой мере разводит эти понятия: а)бытие есть либо сущее (греч. ontos, лат.ens, entia) в его отвлеченности от заполняющих его качеств и количеств, либотакая абсолютная полнота (лат. ess - есть, естина, истое), в которой все мыс лимые противоположности (духа и материи, реального и идеального и т. п.) сняты, совпадают и образуют конкретное единство; б) существование (лат. ex-ist entia, existentia - букв.: «прошлое бытие») - бытие, оформленное как вещи, свойства и отношения, проявленное из сущности (лат. essentia) и противостоя щее существенному бытию; в) Р. - вещественный аспект существования; г) действительность (от лат, dei - Бог, Тво рец, Деятель) - единство творящего и сотворенного, действия и результата, существенного (внутреннего, целевого) и вещественного (внешнего, опредмеченного), идеи и вещи, идеального и реального.

Р. - не предикат, дополняющий определение вещи неким свойством, подобным фигуре или тяжести, но именносуть бытия вещи. Вместе с тем веществоеще не есть вещь; чтобы стать вещью, вещество должно оформиться определенным образом. В механистическом естествознании XVII - XVIII вв. под веществом стали понимать все то, что имеетмассу покоя и из чего состоят вещи, т. е.материальный субстрат. В XX в. вещество как нечто дискретное стали противопоставлять полю как чему-то континуальному и волнообразному. Понятие Р.раскрывается в различных философскихсистемах и школах в зависимости от того или иного понимания природы вещи(лат. res - вещь, дело, достояние) и не имеет однозначного толкования. Вещь -единица существующего, «это», «существующее нечто» (Гегель); вещь есть все то,что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. В языке вещь чаще обозначается существительным, в логике - предметными (индивидными) константами. До XIX в. в естествознании и материалистической философии основными признаками вещисчитались телесность и протяженность, всвязи с чем вещь сближалась по смыслус ее границами, метрикой (ср.: лат. area -площадь, areal - пространственное, область распространения какого-либо явления; англ. realm - царство, королевство,realty - недвижимое имущество). Вместес тем во многих языках, в т. ч. в русском,слово «вещь» имеет альтернативные значения: а) тела, целого (ср.: вещь, весь,вес), б) подлинности, естины, истины(ср.: вещь, вещий, весть, совесть). Подобная двойственность характерна дляслов «есть» и «реальный»: а) имеющийместо в пространстве и времени, б) неподдельный, истинный.

Аристотель различал в понятии«есть»: а) случайное наличие одного вдругом, б) приписывание вещи существенных признаков, в) истинность, соответствие действительности, естину, г) актуальное проявление или возможность. Этимологическая двойственность слов«есть» и «вещь» дает возможность применять термин «P.» для радикально различающихся философских утверждений осущем и существующем. 1. Если вещь прежде всего связыватьсо свойствами протяженности и дискретности, то Р. видится как совокупностьразделенных и сосуществующих тел,причем каждое отдельное тело есть нечтоконкретное (от лат. concretus - сросшийся, целый). Такова, например, позиция философии реизма: Ф. Брентаноприписывал подлинную Р. только вещам, Т. Котарбиньский призывал оставить вязыке только имена тел, а «свойства» и «отношения» искоренить как квазиимена, метафорически употребляемые термины. Противники реизма полагают реальными не только вещи, но также события (процессы), свойства и отношения.Так, философы-марксисты определяют Р.как объективно существующие вещи,свойства и отношения (материя), которые могут воспроизводиться в сознаниикак свойстве высокоорганизованной материи и иметь субъективно-реальное существование и выражение в знаках.

2. Если вещь сближать со свойствами ее пространственно-временной изменчивости, то Р. может описываться какпоток, становление, единство разрушения и возникновения (об этом смысле,вероятно, напоминает греч. rhei - река,течение; panta rhei - все течет). В этомслучае Р. понимается как физическое(фюзис - сотворенная и изменчиваяприрода) и противопоставляется метафизическому (абсолютному) миру. Например, Гегель противопоставлял Абсолютную Идею и идеальное их инобытию вприродной, физической, реальной форме.

3. При отождествлении вещи с суммой ее свойств, данных нам чувственно,Р. превращается в кажимость, видимость,майю, поток сознания. Субъективныйидеализм исходит из формулы Дж. Беркли «Существовать - значит быть воспринимаемым» и обычно сводит вещь ксумме чувственных данных, ощущенийсубъекта. Начиная с «теории типов» Б. Рассела, многие представители неопозитивизма и аналитической философии стремились теоретически обосновать возможность элиминации из языка имен собственных, обозначающих вещи (тела,предметы, индивиды), и замены индивидных терминов чисто предикативнымиописаниями; Р. при этом понимается както, что описывается прилагательными (общими свойствами и отношениями), соотносимыми с субъективными состояниями воспринимающего.

Другой поворот философской мысли - наивный реализм, отождествляющий объективное проявление вещи сосвойствами чувственной воспринимаемости. Например, для наивного материализма характерно утверждение: Р. такова,каковой мы ее воспринимаем; явление -то же, что и видимость; субъективная Р. адекватно воспроизводит содержание объ ективной Р.

4. При сближении вещи со свойства ми дискретности, непроницаемости, уп ругости, сопротивляемости - внешнему воздействию субъекта можно, во-первых, объяснить, почему так часто критерий Р. ищут в чувственной воспринимаемости вещей или практике (органы чувств фик сируют именно преграды, объект дан как нечто сопротивляющееся субъекту), во вторых, понимать вещь как отдельное и нерасчленяемое целое (единицу, элемент, стихию, атом, монаду, индивид). Припи сав вещи относительную неделимость, ее и Р. теперь можно наделять, в зависимости от представления о природе субстра та, либо исключительно посюсторонним, материальным, физическим существова нием (материализм), либо относить вещь и Р к трансцендентному миру идей (объективный идеализм), либо субъективизи ровать содержание вещи и Р и придавать вещи имманентное существование в форме атома сознания, «факта», «прото кольного предложения» (субъективный идеализм). Вместе с тем перенос акцента на вещь как нечто атомарное дает основание для логического обобщения поня тия вещи, выпаривания из него упоми наний о тех или иных видах существования и закрепления за ним только определения предмета «вообще», единицы существования любого рода и вида. Благодаря такой абстракции в современной философской литературе вместокатегории вещи обычно употребляют категории предмета и объекта, говорят о материальных и духовных объектах, абстрактных и идеализированных предметах; соответственно расширяется и понятие Р. - им могут обозначать любую форму существования предметов и объектов. В связи с утратой критериев непроницаемости и воспринимаемости, которыми раньше определяли Р, в наукеостро встала проблема физической и математической Р. Понятие Р. настолько сблизилось с понятием существования, что к Р стали применять критерий У. Куайна «Существовать - значит быть значением квантифицированной переменной».

5. Если вещь непроницаема, но все же как-то дана нам внешне, чувственно, то в понятии Р. вычленяется три аспекта: а) «вещь в себе» (по И. Канту, это - но умен, сущность, непознаваемое ядро вещи); б) объективное проявление вещи, феноменон, фанерой, скорлупа вещи - это множество овнешвляемых свойств вещи (феноменология, противостоя на ивному реализму и психологизму, обыч но описывает «феномен» как знак чего то действующего изнутри «вещи в себе»); в) видимость, «вещь для нас», т. е. способность вещи своим Влиянием производить в нас представления о ней. Эти представления могут быть адекватными явлению или иллюзорными и обладают свойством субъективной чувственной дос товерности. Суждения о вещах - синтетические предположения и умозаключения о субъективно данном потоке свойств, но вовсе не прямое знание Р. Согласно такому взгляду, сущность, яв ление и кажимость как аспекты Р имеют разные степени близости к подлинному бытию: сущность более реальна, чем явление, а явление более реально, чем чувственная достоверность восприятия вещи, 6. Если понятие Р раскрывать прежде всего исходя из представления о происхождении вещей из бытия путем реификации (от англ. reification - овеществление) подлинного бытия в тех или иных (широких или узких) границах, качествах, индивидах, но при этом также учитывать разную степень близости сущности, явления и видимости вещи к бытию, то Р предстанет либо иерархией, состоящей из универсальных, общих иотдельных вещей, либо сущность каждой вещи будет видеться как пирамида сущностей первого, второго и т. д. порядков глубины. В связи с необходимостью проговаривания связей между бытием(entia), сущностью (essentia) и существованием (existentia) и был введен в XIII в.схоластами в оборот сам термин Р. Вещьне самосуща, она определена извне и изнутри, имеет сущность и существование,внутреннюю и внешнюю стороны. ПодР схоласты понимали вещи, обладающиезначительной степенью бытия, а наибольшую Р приписывали Богу как Полноте Бытия (лат. ens realisimum). Позднее содержание понятия Р. стало предметом спора между реалистами,придававшими универсалиям статус всеобщих и независимых вещей (объективных сущностей), и номиналистами, признававшими Р только единичные вещи. Универсалии - либо просто собирательные имена единичных вещей и интервалов пространства, а потому не имеютстатуса Р (номинализм), либо универсалии суть родовые свойства вещей (типа «круглость», «лошадность» и т, д.), ониобъективно первичны, подобно тому как «человек» первичен по отношению к «Иван» (реализм), но во втором случае трудно признать за универсалиями протяженность и существование во времени. поскольку пространство и время - основа суждений о единичном. Философы нового времени также дискутировали о степенях Р. Например, Р. Декарт и Б.Спиноза приписывали высшую степеньР. субстанции, Г. Лейбниц - монадам, Д.Локк - первичным качествам (фигуре,размерам вещи), И. Кант различал эмпирическую Р явлений и категориальную Р.Сенсуализм, склоняясь к номинализму,видит во внешнем опыте источник познания P.; рационализм склонен допускать, что во внешних чувствах Р, искажена и только разум постигает сущности вещей, разграничивая Р. и видимость; интуитивизм ищет источник познания Р. непосредственном (необразном) знании оригиналов - во внутреннем духовном зрении, интуиции, совести, мистическом постижении сущности и феномена. Для одних философов «чувство реальности» дает опыт или практика, для других - ясное и непротиворечивое размышление о вещах, для третьих - духовная способность души прямо пребыватьв сущностях и феноменах, отличающаяся от плотской способности души к достижению внешней видимости вещей.Философское понятие реализма не совпадает с понятиями реализма в искусстве или политике, однако последние трудно раскрыть вне связи с первым.

Д. В. Пивоваров